Как правильно хвалить и критиковать ребенка

 Большинство из нас в детстве часто слышали ободряющие слова "хорошая девочка" ("хороший мальчик" или укоряющие - "плохая девочка" ("плохой мальчик" , в зависимости от того, нравилось взрослым наше поведение или нет. Оценка с позиции "плохой" или "хороший" посылает ребенку сообщение, что он заслуживает нашей любви только в тех случаях, когда доставляет нам радость. Дети же должны знать, что они всегда достойны любви, даже когда совершают ошибки, теряют над собой контроль или огорчают нас.

  Когда мы критикуем детей или выказываем свое недовольство их поведением, говоря "плохой мальчик" или "плохая девочка", они верят в то, что скверные они сами, а не их поступки. Таким образом мы не научим их лучше вести себя и не побудим их стремиться к этому.

Говоря ребенку "хороший мальчик" (или "хорошая девочка" мы также выносим свое суждение о нем, вместо того чтобы выразить ему наше признание. Мы одобряем поступок, оценивая его. Но детям нужны признательность и ободрение.

Если потребность ребенка во взаимосвязи, внимании, признании, принятии и ободрении удовлетворяется, он чувствует свою значимость. В противном случае взрослым приходится прибегать к угрозам или поощрению, чтобы контролировать поведение детей. Поощрение, конечно, приятнее угрозы, однако и то и другое представляет собой манипулирование. Либо ребенок повинуется из страха подвергнуться наказанию, либо пытается заслужить любовь и признание.

Слова "Я так счастлива, когда ты делишься со мной своими проблемами" звучат как поощрение, подталкивающее к откровению, однако это не совсем так. Дети чувствуют побуждение поделиться, но не потому, что хотят отдать игрушку другому ребенку, а потому, что испытывают потребность во внимании и одобрении взрослых.
Контролировать поведение ребенка посредством манипулирования удобно, пока он еще маленький, однако по мере взросления это создает все больше проблем. Если дети чувствуют себя достойными уважения, только когда ублажают других, они оказываются более ранимыми перед лицом трудностей. Если стараться доставлять удовольствие своим друзьям для них более важно, чем доставлять удовольствие себе, они будут выбирать первое.

Вот примеры того, как можно ободрить ребенка посредством наблюдения, описания его действий и признательности.

Мы говорим: "Ты собрал свои игрушки. Спасибо за помощь!"
И ребенок слышит: я приношу пользу.

Мы говорим: "Ты оставил свои грязные ботинки за дверью. Молодец, что вспомнил об этом".
И малыш слышит: у меня хорошая память.

Мы говорим: "Ты оправился в ночной горшок. Оказывается, можно не мочить штанишки!"
И ребенок слышит: я уже большой. Я умею это делать!

Мы говорим: "Надо же, ты проплыл через весь бассейн!"
И ребенок слышит: я прекрасный пловец.

Мы говорим: "Ты разложила столовое серебро по своим местам. Спасибо".
И малышка слышит: я умею приводить все в порядок.

Мы говорим: "Ты собрал для меня цветы! Спасибо за чуткость".
И ребенок слышит: я чуткий.

Мы говорим: "Ты залил бензин в машину, прежде чем отнес канистру обратно. Очень приятно, что ты взял на себя эту обязанность".
И подросток слышит: я человек ответственный.

Когда мы замечаем, описываем и одобряем то, что делают наши дети, это дает им заряд бодрости и вселяет уверенность в своих силах.

Сказанное нами "хорошо" так же побуждает к изменениям, как и "нельзя". Если слово "хорошо" уже сорвалось с языка, прежде чем вы осознали это, скажите: "Хорошо поступил!". И после этого понаблюдайте, опишите и одобрите поступок.

Источник: Пэм Лео "Как создать теплые отношения с детьми".