Кружки и занятия

 

Казалось бы, система образования продумана до мелочей и проверена опытом не одного поколения – сначала детский сад, потом школа, потом институт… Но чего-то в ней все-таки не хватает. Может быть, именно внеплановости, спонтанности и живого интереса? И тогда на помощь приходят центры развития детей, а также масса занятий (музыка, танцы, изобразительное искусство, спорт и т.д.).

Уверены, Вы понимаете, что важно не только заметить увлечение ребенка. И  как  тут не ошибиться в выборе кружка или секции?

Дети растут – и возможности для получения всестороннего развития только увеличиваются.

Но с другой стороны, не забывайте, что детские увлечения – это только увлечения (т.е. то, к чему его влечет, что ему приятно). Не ставьте своей задачей сделать из ребенка гения. Порой так ведут себя родители, которые сами по каким-то причинам не смогли реализовать себя в детстве. Ваше неумеренное рвение может превратить увлечение в «мучение».

У детей младшего, а порой и среднего школьного возраста такие черты характера, как сила воли, целеустремленность, находятся пока в стадии формирования, поэтому даже при большом желании заниматься тем или иным видом спорта, танцами или посещать интеллектуальные кружки ребенок будет периодически стремиться пропустить занятия без особой на то причины. В таких случаях имеет смысл проявить настойчивость. Если же сын или дочь в принципе не хочет посещать занятия, постарайтесь понять причину и решить проблему в интересах ребенка. В большинстве случаев просто следует заняться поиском более подходящего для него занятия.

Самый надежный путь – полагаться на здравый смысл и родительскую интуицию. И детское увлечение станет радостью не только для ребенка, но и для вас.

К сожалению, многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Увы, очень часто ретивые родители стремятся воплотить в жизнь мечты, которые не удалось реализовать в собственном детстве.

И теперь, когда есть возможность учить сына или дочку, родители мечтают о том, чтобы дети добились максимальных успехов во всех мыслимых и немыслимых кружках. И вот, подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование.

Жизнь семьи превращается в кошмар: все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов.

И все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша. Детей младше трех, а тем более, двух лет вообще лучше никуда не отдавать. Например, в развивающих группах нашего центра «Маленькая страна» для самых маленьких Вам, предложат соответствующую возрасту программу, включающую в себя набор из пальчиковых и подвижных игр, рисования и лепки, использование различных методик (Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Домана и пр.).

С детьми старшего дошкольного возраста уже можно и поговорить. Расспросите, чем бы ему хотелось заняться. Отправьтесь с ним в ближайший дом творчества или культурный центр, расскажите о кружках, которые он мог бы посещать, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся. Даже если его выбор не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить: может, живой уголок действительно подойдет вашему ребенку больше бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.

Обязательно лично познакомьтесь с педагогом. Прежде всего, это должен быть добрый, обаятельный, искренне любящий детей человек. Кроме того, педагог должен быть профессионалом высокого класса. Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом умения  толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Попросите разрешения посетить занятия. Хороший педагог, которому нечего стыдиться, Вам в этом не откажет. Ну а если откажет, уже одно это должно Вас насторожить.

Возможно, в мечтах Вы уже видите своего сына с крохотной скрипочкой в руках, а Ваша дочь представляется вам нежной танцовщицей в воздушной пачке или ловкой гимнасткой с лентой в руках? Но прежде, чем отдавать малыша в музыкальную школу или секцию, стоит хорошо взвесить все «за» и «против». Система занятий в подобных заведениях требует очень быстрой выработки профессиональных навыков.

Если малыш не окажется среди лидеров, у него рано и абсолютно незаслуженно может сформироваться комплекс неудачника, а если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала. Обратите внимание, какая атмосфера стоит в коллективе. Занятия для детей дошкольного возраста должны носить игровую форму. Естественно, робкому, застенчивому малышу должны разрешить приходить с родителями, пока он не освоится. Обратите внимание, в каком состоянии выходят дети после занятий, не перевозбуждены ли они, не подавлены ли? Если педагог повышает на детей голос, ставит им оценки или сравнивает между собой, если он чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, вообще, просто если хоть что-то в поведении педагога вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.

Для физического и душевного здоровья малыша будет полезным  выбирать кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов. Если Вы хотите, чтобы Ваше чадо занималось спортом, лучше всего отдайте его в бассейн.

В последние годы стали популярны группы, где учат восточным единоборствам. Это неплохо, если с детьми серьезно говорят об этических проблемах этого вида спорта, объясняют, что нельзя нападать первым, применять силу против слабых и т.д. Ну и, конечно, огромную пользу малышам принесут занятия легкой атлетикой, аэробикой, фигурным катанием.

Все дети прекрасно рисуют. Только почему-то постепенно у большинства гаснет искорка вдохновения, малыши начинают бояться сделать «не так», нарисовать непохоже или неправильно, испачкать краски или пол, начинают рисовать стандартные «домики», «солнышки», «танки» и «принцесс», а там и вовсе теряют интерес к этому занятию. Виноваты в этом, прежде всего мы сами, грубо вмешиваясь в процесс творчества. Позже к делу присоединяются воспитатели детского сада и школьные учителя. Если вовремя отдать малыша в хорошую изостудию, вложенные в каждого семена таланта можно сохранить и взрастить. Проследите, чтобы в изостудии для дошкольников ни в коем случае не учили классическим канонам живописи, рисунка и композиции, заставляли детей срисовывать, копировать и раскрашивать. Педагог не должен дорисовывать не  исправлять детские работы, сравнивать детей между собой. Собственно говоря, малышей не должны учить рисовать (они сами прекрасно умеют!), преподаватель должен лишь создать непринужденную творческую атмосферу и помочь детям воплотить в жизнь их замыслы.

В театральном кружке ребенок может научиться быть раскованным и непринужденным, получит прекрасный опыт работы в коллективе, разовьет речь и натренирует память, научится красиво двигаться. Для робких и застенчивых очень полезен кукольный театр. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику.

К сожалению, кружки детского технического творчества сегодня не пользуются большой популярностью, а зря. Сюда, правда, не берут совсем маленьких, но пяти-шестилетний мальчишка с наслаждением будет ходить в кружок авиа- или судомоделирования, заниматься резьбой по дереву. В нашей жизни детям почти негде заняться ручным трудом, редкий папа способен научить сыновей обращению с молотком и дрелью, а в таком кружке мальчик не только освоит простейшие инструменты, но и научится проектированию, работе с чертежами, что пригодится ему, даже если он и не станет инженером. Особенно полезны такие занятия мальчикам, которые живут без отцов. Ловкий, умелый, увлеченный своим делом педагог станет для вашего сына эталоном мужественности, достойным примером для подражания.

Таким образом, дорогие родители, прежде чем отвести ребенка в ту или иную секцию, задумайтесь над несколькими моментами:

- чем бы хотел заняться сам ребенок;

- к какому виду деятельности, на ваш взгляд, у малыша есть склонности;

- состояние здоровья ребенка (у каждой секции или кружка, связанных с физическими нагрузками, есть противопоказания);

- сколько времени будет уходить на дорогу или занятия в день, за неделю;

- отзывы о тренере: стиль общения с детьми, разумность нагрузок.

При выборе кружка или секции в первую очередь необходимо руководствоваться желанием ребенка и имеющимися у него наклонностями.

Следует помнить, что главная цель любых дополнительных занятий – самореализация, поэтому они должны приносить ребенку чувство удовлетворения, а это возможно только в том случае, если человек занимается любимым делом.

Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, «разбрасываются», «мечутся из стороны в сторону». Но когда, как не в дошкольные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? – спрашивают встревоженные мамы – ведь время будет упущено!

В том-то и счастье, что времени у Вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу. Да и кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, встречаться с друзьями-единомышленниками, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.