Самостоятельный ребенок

Почему мы, взрослые,  считаем, что ребёнок до какого-то возраста будет  послушно делать всё, что мы будем ему говорить, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только самообслуживанию и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Давайте подумаем, что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и реально оценивать последствия своих действий?

 Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".

У ребёнка обязательно должно быть право выбора. Например, он сам может решать, когда он будет играть или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать самостоятельные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать важные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выполнил задание по математике, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся делать  его прямо сейчас. Гораздо полезнее будет, если мы предложим: "Максим, давай решим, когда мы с тобой будем заниматься". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

 Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Потому что  игра - это место свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения.  Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным, так и подвижным. Поэтому, дорогие родители,  чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Так же, важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и режимность  дня. Расписание  дня делает жизнь малыша более системной и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, родителям приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

И еще, милые мамы и папы,  прежде чем начать требовать от ребенка то или иное поведение, стоит задуматься, а насколько вы ответственны за свои поступки?

Желаем удачи.