Творческая деятельность в интеллектуальном развитии ребенка

Все мы знаем, как много могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе, развить его познавательные способности, повысить интеллектуальный уровень. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет намного успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном возрасте, в детстве. С самого раннего возраста малыша нужно учить, учить всему. 

И прежде всего, трудиться, преодолевать трудности, воспринимать окружающий мир, думать, т. е. решать практические, интеллектуальные, нравственные задачи, а также владеть речью как способом общения и познания, средством усвоения новых знаний, умений и вместе с тем регуляции действий.

Кроме того что ребенка необходимо многому учить, его необходимо разносторонне развивать. Для успешного физического развития очень важен правильно подобранный вместе с ребенком режим дня, в котором есть необходимое время для труда, прогулок, занятий и т. п. Для психического развития важно создать благоприятную обстановку внутри семьи, установить доверительные отношения между родителями и ребенком. Что же могут сделать родители для интеллектуального развития своего малыша в этом возрасте? Очень многое!

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество, детское или совместное с взрослыми - не имеет значения. Наверное, каждый из нас прошел такой период, когда ни дня нельзя прожить без рисунков, поделок, подарков родителям, сделанных своими руками, порой без повода. Помните, как ругались родители, когда вы, не убрав нарезанные бумажки или склеенные кисточки, ложились спать? Конечно же помните!

Между тем, если отбросить иронию, этот период в интеллектуальном развитии ребенка - один из самых важных и самых значительных. Это один из основных видов самостоятельной работы дошкольника.

Обратимся к возрастной периодизации детского возраста. Рассматриваемый нами возраст - три-четыре года - приходится на переходный период от преддошкольного к дошкольному, поэтому данный возрастной период имеет особую важность в аспекте интеллектуального развития ребенка. Очень важно научить малыша творчеству, развить его способности в этой области.

Основной сферой творческой деятельности ребенка четвертого-пятого года является рисование, именно ему дети и родители уделяют особое внимание. Ребенок каждый день узнает много нового, получает огромное количество положительных и отрицательных эмоций. Свое видение окружающего мира - мира людей и мира предметов - малыш воплощает в рисунках. Очень часто родители относятся к этому виду детского творчества несерьезно, они считают рисунок ребенка незначительной, банальной вещью, в то время когда именно рисунок может дать родителям огромное количество сведений не только о наклонностях и талантах собственного малыша, но и об уровне его интеллектуального развития.

В современной психологии существует достаточно большое количество методик выявления уровня развития ребенка через его рисунок. Одной из таких методик является "Кинетический рисунок семьи" - этот тест помогает родителям и психологам выявить отношение малыша к родителям и другим членам семьи. По тому, как он располагает фигурки на листе, как проводит контуры, как разукрашивает и разукрашивает ли фигуры вообще, опытный психолог может не только сказать об эмоциях ребенка, но и определить уровень его психического и интеллектуального развития.

Поговорим о цвете, которым пользовался ваш ребенок при рисовании. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу на уровне его уже сформировавшегося подсознания. Здесь вам может пригодиться не только внешний, первичный анализ рисунка вашего малыша, но и более детальное и глубокое его рассмотрение.

1. Если ваш ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, подобная мотивация очень редка. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего, находится на низком

уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, существуют проблемы с памятью. При воспитании такого ребенка родителям следует больше внимания уделять его мышлению, читать ему сказки, вместе делать из них выводы, подкрепляя примерами из жизни.

2. Если ваш ребенок при рисовании использует стандартные для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг. У него в равной степени развиты абстрактное и логическое мышление.

3. Если при изображении заданного предмета ваш ребенок использует нестандартные цвета или не соответствующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартности мышления, сильно развитой фантазии. Интеллектуальный уровень у таких детей обычно достаточно высок.

Нельзя не заметить, что, кроме подобных тестирований и методик выявления психических особенностей ребенка, рисование включает в себя много других полезных для общего развития малыша деталей.

Во-первых, в процессе рисования у вашего ребенка вовсю работает фантазия и воображение - два основных процесса, отвечающих за дальнейшее успешное обучение в младших классах.

Именно на фантазии и воображении основаны многие познавательные процессы, и от того, насколько эти два процесса развиты, во многом зависит интеллектуальное развитие вашего ребенка.

Во-вторых, процесс рисования вызывает в вашем ребенке бурю чувств и эмоций, основанных на событиях, пережитых за день. Очень часто именно рисование помогает психологам и психиатрам снять стрессовое состояние, вывести из депрессии. Недаром в современной психиатрии широко используется, так называемая, арт-терапия, т. е. лечение психических заболеваний путем приобщения к искусству.

Кроме рисования, детская творческая деятельность включает в себя огромное количество других видов. Одним из наиболее распространенных является конструирование.

Родители могут часами наблюдать, как их ребенок строит из кубиков домик, ворота, гараж для машинки и многое другое, но не каждый родитель задумывается над тем, что ребенок вкладывает в этот процесс.

Процесс конструирования - неотъемлемая часть интеллектуального развития. Подобно рисованию, он развивает познавательную деятельность, воображение и фантазию, что, как уже говорилось выше, является немаловажной деталью в общем развитии личности ребенка. Наблюдая за тем, как дети играют в кубики, собирают модельки из конструктора, взрослые думают, что дети просто развлекаются, что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями - учебой в школе и впоследствии работой.

Подобное представление прививают детям с детства, считая, что игра - это веселая забава, приготовление уроков - это обязанность, а работа - скучная и тяжелая необходимость.

Когда ребенок играет с пирамидкой, составляя ее частички в определенном порядке, родители, наблюдая за этим процессом, часто стараются сделать это за ребенка сами, представив ему готовый результат. Гораздо сложнее объяснить ребенку, как правильно построить пирамидку или сделать из мозаики елочку. Однако именно в этом должны заключаться ваши занятия с малышом. Вы не сможете всю жизнь решать проблемы вашего чада, а потому необходимо его самого научить справляться со сложностями.

Многие взрослые не понимают всей важности игровой деятельности ребенка: играя, ваш малыш не просто развлекается, он готовится к будущей трудовой деятельности, как студенты готовятся к будущей профессии. Когда ребенок рисует, лепит из пластилина, делает различные аппликации, он занят напряженной работой - он изучает мир. Запомните, что ребенку нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно.

Обычно детям больше нравятся простые игрушки, а заблуждения и переживания родителей из-за неспособности купить своему ребенку дорогие кубики, с яркой окраской, абсолютно беспочвенны.

Многие родители ошибочно считают, что в три-четыре года их ребенок еще слишком мал, и стараются во всем контролировать его действия и весь творческий процесс. Это неправильно, помните, что творческий потенциал ребенка, как и его интеллектуальное развитие (при правильном воспитании), гораздо выше, нежели считают некоторые родители.

Еще одна типичная ошибка молодых родителей, которая приводит к непредсказуемым последствиям, - это излишнее внимание к творческой деятельности ребенка. Каждая, пусть даже неудачно нарисованная картинка или фигурка, вылепленная из пластилина, приводит родителей в восторг, они начинают хвалить маленького художника, покупать ему новые игрушки, порождая в нем настоящий эгоизм.

Очень важную роль в развитии детского интеллекта через творческие способности играет совместное творчество. Объясните своему ребенку, что подарок к празднику, сделанный своими руками, гораздо ценнее и приятнее для родителей, чем приобретенный в магазине. Подобным воспитанием вы не только поспособствуете развитию творческого потенциала малыша, но и приучите его к самостоятельности.

Помните, когда вы были маленькими, вы просто заваливали дом различными поделками, и каково было разочарование, когда ваш труд никто не замечал? Очень неприятно, особенно для ребенка. Доброй традицией могут стать своеобразные выставки, устроенные дома. Пригласите родственников, друзей ребенка и вместе со своим малышом сделайте нечто вроде картинной галереи из нарисованных им картин.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что интеллектуальное развитие ребенка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло и ребенок правильно воспитан, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее школьное обучение, до которого осталось, не так уж много времени, будет успешным и вызовет у ребенка только положительные эмоции.